Все машины постоянного тока так же, как и все электрические двигатели состоят из двух основных составных частей, подвижную и неподвижную.

Роль неподвижной части выполняет станина, а вращающаяся (подвижная) часть якорь.

 На станине устанавливаются главные полюсы, которые возбуждают главный магнитный поток, и дополнительный полюсы для лучшей коммутации в машине.

Главные полюсы представлены в виде сердечника, изготовляемого из электротехнической стали. Он снабжен болтом для крепления к станине и полюсным наконечниками, для нормального распределения магнитного потока.

Станина это ярмо машины, на которой замыкается магнитная цепь главного потока. Как и главные полюсы, станина изготавливается из листовой электротехнической стали. На главные полюсы наматывается обмотка возбуждения. На дополнительная полюса наматывается обмотка, которая соединяется последовательно с якорем.

Якорь представляет собой вал, на который насажены подшипники, зубчатый сердечник, рабочая обмотка и коллектор.

 

Все машины постоянного тока снабжаются коллектором, это устройство, представляющее собой полый цилиндр, собранный из медных или бронзовых изолированных друг от друга и от вала пластин. К этим пластинам припаяны витки рабочей обмотки, которая размещается в пазах сердечника якоря. На эту обмотку подается постоянный рабочий ток, через скользящий контакт щеток по коллектору. В зависимости от вида машины постоянного тока: генератор или двигатель, щетки могут служить для отвода (генератор), или подачи (двигатель) постоянного тока.

Щетки устанавливаются в щеткодержателях, для надежного контакта с коллектором, щетки прижимает пружина. Щетки могут быть графитовые или медно графитовые. Щёткодержатели устанавливают на траверсе, которая позволяет регулировать положение щетки относительно коллектора.

В зависимости от способа возбуждения машины постоянного тока (последовательно, параллельно, независимо и смешано), может изменяться площадь поперечного сечения обмоточного провода.